Давлат рамзлари
  • Ўзбек
  • English
  • Русский
  • Ўзбек
  • English
  • Русский

Лесничий Рано Базарова: «Там, где есть женщина, есть порядок, порядок, справедливость».

23.08.2022

Работник лесного хозяйства означает, что перед глазами любого человека, прежде всего, воплощается мужской образ в специальной одежде, обуви. А то, что женщина становится лесником, никто даже представить себе не может. Рано Бозорова, начальник государственного управления лесного хозяйства Дехонабада Кашкадарьинской области, с юных лет мечтала работать в поле. О достижениях и проблемах в сфере мы поговорили с владельцем ордена «Дустлик», которая восстановила некогда полностью разрушенное хозяйство, яростно боролась с браконьерами, сохранила уникальные Заравшанские ели Кашкадарьи, а главное, поддерживает женщин в этой сфере.

— Рано, Вы единственная женщина среди руководителей 76 отделов лесного хозяйства в владении государственного комитета лесного хозяйства. Вы также управляете самой проблемной, безводной экономикой Кашкадарьинской области. Не трудно?

— У каждой работы есть свои трудности. Дехканабадский район — это район со сложными условиями. Несмотря на это, мы собрали хорошую команду. Дехканабадское государственное лесничество занимает площадь в 105 тысяч гектаров, оно систематически создается для охраны лесов, создания новых питомников, защитных ограждений, сбора лекарственных растений, семян фруктов. Как специалист лесной отрасли, я рада внести свой вклад в восстановление лесов Дехканабадского лесничества благодаря тому, что у меня есть достаточный опыт. Наше правительство заслуженно наградило мой труд в декабре 2017 года. Я думаю, что орден дружбы — это награда за работу нашей команды.

— «Лесное хозяйство — это дело рук мужчин», — думают многие. Почему вы выбрали именно эту профессию?

— Многие задают мне этот вопрос, если я говорю, что работаю в лесном хозяйстве. Я горная девушка. Папа был учителем языка и литературы. Вместе мы прочитали много книг. С детства мне прививали любовь к природе, животным. Окончив школу с «золотой медалью», я хотела поступить на факультет журналистики. Но так как наши аттестаты пришли с опозданием, у меня не было времени подать свои документы. В то время в газете было опубликовано объявление о том, что «Лесной факультет принимает выпускников с золотой медалью без экзаменов». В то время не было мобильных телефонов. Когда я гуляя по Ташкенту, и думала на какой факультет я подать свои документы, мой папа сказал про эту возможность. В числе самых последних я была принята на учебу, подав документы на факультет лесного хозяйства Ташкентского сельскохозяйственного института. Мой папа сказал: «Дочка, у нас есть Лесное хозяйство, ты будешь экспертом в этой области». Слава Богу, я выбрала эту область. У меня появилось много учеников.

— Получается, что в вашей команде больше женщин, чем в других лесничествах. Разве с ними не трудно работать? Какие условия созданы для женщин?

— Когда я пришла на работу, на ферме была одна женщина, и она была секретаршей. В свое время я также была председателем районного женского комитета. Из-за этого я впервые начала привлекать женщин в отрасль. Потому что там, где есть женщина, есть порядок, порядок, справедливость. В настоящее время на ферме работает более 20 женщин. Я стараюсь привлекать к работе в зависимости от их способностей. Например, у нас есть птицевод Турсунова. Я передала птицеводство от мужчин ей. Потому что она делает это направление от души, с любовью. Председатель комитета сам приехал и встретился с ней, высоко оценил ее работу. Предоставила Дилором Хусановой небольшой питомник Акбошского лесничества. Саженцы вовремя пропалывают и поливают. Именно там царит порядок. В краткосрочной период Дилором поставила нам саженцы фруктовых и декоративных деревьев. В прошлом году по случаю 30-летия нашей независимости был вручен нагрудный знак. Мы также привлекали женщин к сбору лекарственных трав. Потому что нашим женщинам нет равных в том, чтобы собирать их, сортировать, стирать и сушить. До сих пор ни одно из наших лекарств не вернулось с экспорта.

— Каковы основные цели и задачи лесного хозяйства?

— Лесное хозяйство — очень прибыльный сектор. Его основная задача — расширение, восстановление лесных массивов, организация питомников, и вместе с этим мы также занимаемся выращиванием сельскохозяйственной продукции, разведением птицы, домашнего скота, пчеловодством. Интерес населения, кажется, больше в получении сока растения каварк. Сок каврак собирают только по специальному разрешению.

— Я слышала, что в Дехканабадском районе жители покупают и пьют воду, используют ее для своих нужд. Не сложно ли вести лесохозяйственную деятельность в таких условиях?

— Когда я только пришела на работу, эти земли были голой пустыней. В начале мы организовали пруд и поливали только что посаженные саженцы с помощью машины, перевозившей воду из реки. Мы создали лимонные рощи и интенсивные питомники. Конечно, условия здесь суровые. Мы надеемся, что вода поступит на ферму к концу года.

— С 2018 года в Узбекистане реализуется политика гендерного равенства. На местах проводится большая работа по обеспечению равных прав и возможностей женщин. Рано, как, по-вашему, изменилась бы ситуация, если бы не менее 50% хозяйств, находящихся в ведении Госкомлесхоза, возглавляли женщины?

— Конечно, все было бы совсем по-другому, если бы женщины управляли. Как я уже говорила выше, там, где есть женщина, есть и порядок.

Ситуация становится известной, когда мы входим в некоторые фермы через дверь. Мне было страшно, когда я впервые начала свой собственный бизнес. Здание находилось в ветхом состоянии, двор не был огорожен, а на складах не было условий для хранения продукции. Сначала мы огородили территорию. Мы получили доход благодаря командным действиям. Отремонтировали здание, склады, построили зал активистов. Мы не отступали от закона. Есть две вещи, которые нас интересуют. Первое — это закон, а второе — честность. Если руководитель честен, заботится о своих сотрудниках, то только тогда на ферму придет благословение. Как я могу требовать от них работы, если в помещениях, где работают сотрудники, зимой холодно, а летом жарко? Мое первое достижение, создав для них условия, я смогла их стимулировать. Потому что работа продвигается вперед, если сотрудника поощряют. Честность может многое сказать. Мы направили все доходы, которые поступили, на развитие лесного хозяйства. Сейчас много говорят о гендерном равенстве. Недавно мы также поделились своим опытом и пообщались с девушками на Молодежном форуме, проводимом комитетом в Сурхандарье.

— Рано, когда я входила в здание, мой взгляд упал на «Клятву лесников». Я не видела этого на других фермах. Вы сами являетесь инициатором этой идеи?

         — Самой большой проблемой, когда я впервые пришела на работу, была жестокая обрезка деревьев. У нас было время сотрудничать с районной прокуратурой и увольнять по 4-5 лесников каждый день. Затем мы проводили разъяснительную работу по ним на каждой встрече. То есть мы пытались объяснить Лесникам, что если деревья будут вырублены, то завтра, во-первых, на нашей территории не будет воды. Сейчас мы наблюдаем последствия этого, наши источники уменьшились. После этого на одной встрече я приняла «Клятву лесников» перед сотрудниками, сказав, что «если вы продадите какую-нибудь древесину и ель, пусть ваша чашка не побелеет». Новый сотрудник, который сейчас приходит на каждую работу, сначала знакомится с «Клятвой лесников». Я скажу ему: «Спаси дерево, и Бог благословит тебя». Потому что ельники – это уникальное богатство, подаренное жителям Дехканабада. Зарафшанская ель растет гораздо медленнее. Проходит 100 лет, пока семя не упадет на землю и не достигнет зрелости. Это означает ожидаемую продолжительность жизни полутора человек. Я не прощу человека, который срубил Ель. Сейчас хозяйство располагает 71 тысячью гектаров природного ельника. Мы пытаемся разводить их естественным путем. Во-первых, мы не возим товары в такие районы. Если не пускать скот, наши дендропарки выздоровеют.

— Как вы справляетесь с правонарушителями?

— Было очень трудно иметь дело с норушителями. Каждый день мы были одержимы идеей наказания правонарушителей в районной прокуратуре. Мы проводили туристические сборы в разных местах и штрафовали тех, кто рубил ели. Теперь они дали нам полномочия принимать административные меры. Наша работа стала намного проще. Благодаря нашему активному движению случаи браконьерства значительно сократились.

— Кашкадарья славится своим мясом в тандыре. Но для приготовления этого блюда используются еловые ветки. Когда я подняла эту проблему на нашем телеграм-канале «Эколог», многие подписчики смеялись. Но для тонны мяса из тандыра вырубаются целые деревья, верно?

— Особенно перед новогодними праздниками много случаев обрезки еловых веток. По этой причине мы усиливаем контроль внутренней командой. Также предусмотрена административная ответственность за срезание ветки каждой ели. Мы стараемся изо всех сил, чтобы сохранить ели.

— Рано уже год находится в нашей стране, продолжается всеобщее движение «Зеленое пространство». Но мы наблюдаем засыхание саженцев, посаженных во многих регионах. Не следует ли перед посадкой рассады ввести для них систему полива?

— Национальный проект «Зеленое пространство» начался в нашей стране с большой инициативы. Но есть хокимы, которые правильно понимали и не понимали этого. Несмотря на то, что Дехконабадский район сложный в плане водных проблем, наш хоким каждый вечер подливает им воду с помощью водовозов. В начале посевного сезона наш хоким сначала сказал: «Найди саженцы, которые могут расти в месте без воды, адаптированные к нашим климатическим условиям». По нашему совету на улицах Дехканабада был посажен саженец дерева под названием айлан. Прежде всего, он не употребляется в пищу крупным рогатым скотом, а также растет при обезвоживании. Если его поливают в течение года, он позаботится о себе сам. Мне больно смотреть на увядшие саженцы в других районах. Потому что выращивание рассады имеет свои сложности, и это знает только тот, кто выращивает рассаду.

— Когда мы приехали в Дехканабад, особенно когда проезжали через город Самарканд, мы увидели привозные, ценные саженцы, посаженные вдоль обочины дороги. Разве мы не можем вырастить их у нас?

— Все импортные саженцы можно выращивать самостоятельно. Наш комитет направляет специалистов за границу для повышения квалификации. Я, как главный лесничий, тоже научилась выращивать саженцы в Турции. Саженцы можно сажать и размножать в любое время года. Рассаду можно высаживать и размножать в любое время года. Вместо этого они купили обыкновенную сосну за большие деньги. Это и у нас могут сделать, поэтому я категорически против ввоза саженцев из-за границы.  Выращивание саженца клена доставляло много хлопот. В настоящее время в Сурхандарье выращивается более 1 миллиона саженцев. Недавно из-за высыхания саженцев были уволены руководители 3 областных управлений экологии, в том числе начальник Управления экологии и охраны окружающей среды Кашкадарьинской области. В чем их вина? Мир был бы цветущим, если бы хокимы района уделяли внимание и поливали саженцы. Гораздо более неправильно перекладывать вину на экологические департаменты.

— Каким вы видите будущее своей собственной фермы? Заинтересованы ли молодые люди в этой области?

— Я говорю со многими молодыми людьми, которые пришли работать, окончив среднюю школу. Но в большинстве случаев я ими не довольна. Потому что они ищут только легкую работу, они хотят получить работу немедленно, и они хотят, чтобы им дали служебный автомобиль. Работа лесника очень тяжелая.

Постановлением Кабинета министров № 993 к 1,5 тысячам гектаров земли был прикреплен один лесничий. Раньше 1 Лесничий охранял 3-4 тысячи гектаров земли. Он ходит пешком или со своей собственной лошадью. Бывает, браконьеры прорубили ель ночью. Были случаи, когда лесники подвергались нападениям браконьеров. По этой причине работа Лесничего очень сложна и ответственна. Все-таки у нас работа по охране ведется по старинке. Например, в Казахстане на каждое дерево устанавливается чип. Кроме того, у Лесника должна быть специальная одежда: зимняя, летняя. Чтобы восстановить эти вещи, создайте условия для лесников, дроны, бинокли, если каждого лесника обеспечить мотоциклами! На днях проверку провел республиканский комитет по экологии. Видя тяжелое положение лесников, было решено купить 4 новых мотоцикла, чтобы добраться сразу же, как только придет известие о том, что дерево валят. У нас есть подходящие служебные автомобили. Автомобиль «Нива» был подарен ФАО ООН. Есть один УАЗ. Но их немного, чтобы обойти 105 тысяч гектаров земли. По этой причине было бы неплохо, если бы мы увеличили количество маленьких мотоциклов, и комитет помог бы в этом. Потому что каждый можжевельник удерживает у своего основания 4-5 тонн воды. Сколько воды мы сэкономим, если возьмем одно дерево? Как лесничий, я должна сказать, что необходимо ограничить введение домашнего скота в лес. Или давайте разводить леса или домашний скот! В этом году также скот был введен в лес бесплатно в качестве продовольственной безопасности по указанию выше. Но никто не может гарантировать, что кроты не коснутся дерева. Большое разнообразие растений растет в наших местах, где мы строго запрещаем введение крупного рогатого скота в питомники, естественные хрупкие земли для выращивания. Можжевельник и фисташковые деревья росли сами по себе. Поэтому необходимо создавать отдельные пастбища и разграничивать их.

— Должны ли лесники быть обеспечены оружием?

— Раньше Лесники ходили с оружием. Но сегодня я не считаю правильным давать оружие лесникам. Потому что не каждый Лесник умеет хорошо обращаться с оружием. Не все имеют высшее образование. В некоторых регионах мы также вынуждены принимать со средним образованием. Потому что не получается поехать в самые отдаленные районы с высшим образованием. У нас много подобных проблем.

— На ферме есть лесная хозяйка, но в комитете сейчас также ведутся работы по созданию должности «Лесная хозяйка». Было бы хорошо, если бы эта должность была введена?

— Я слышала это и, конечно, согласна с этим. Когда я работала в Департаменте лесного хозяйства Кашкадарьинской области, мы сделали женщину лесничим в одном департаменте. Это дало гораздо лучший эффект. Департамент стал самым образцовым. Но после того, как я ушла с работы, эту женщину уволили. Отдел снова вернулся к прежнему положению. После объяснений начальнику ведомства она был восстановлена в должности. Потому что женщина чувствует ответственность, она боится что-то упустить. Если она что-то находит, то приносит в офис и сдает. По этой причине необходимо увеличить количество женщин-лесников.

Беседовала Наргис Касимова.